Скрытые козни Шайтана ( злословие)



Сестры! Спешу поделиться отрывком из книги "Правильное поведение и очищение души" автор: Аль Абдуль-Лятыф А. Предлагаю каждой из вас проанализировать свои слова по отношению к людям. Как удивительно мы можем осуждать и злословить, хотя нам иногда кажется, что мы этого не делаем. После прочтения, ко мне пришло очень глубокое осознание,раскаяние и захотелось попросить прощения у некоторых людей, чтобы не оставлять это до Судного Дня. Мы, Сестры, должны чаще спрашивать с наших душ, так как множество хадисов указывает на то, что большинство обитателей ада будут именно женщины. И конечно очевидно, что злословие присуще многим из нас, в открытой форме или завуалированной. Поэтому предлагаю ознакомиться с вариантами злословия и просить Аллаха избавить нас от этого качества.

Злословие (гыба)


Известно, что злословие относится к числу явных запретных деяний. Всевышний Аллах сказал "и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата? Ведь вы чувствуете к этому отвращение....Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный" (49-12)

Злословить- значит говорить о брате своем то, что ему неприятно было бы услышать.

Несмотря на то, что запретность злословия подтверждается однозначными и достоверными доказательствами, Шайтан часто побуждает человека злословить, преподнося ему злословие в несколько измененном и приукрашенном виде. Ученые много говорят об этом, побуждая верующих прежде чем сказать что-то о другом человеке, задуматься, не будут ли их слова злословием.

Аль Мухасаби (да помилует его Аллах) сказал: " Если ты и твой товарищ осторожны и бдительны и не склонны к злословию, Шайтан не станет открыто призывать вас к злословию и лжи. Вместо этого он будет подталкивать вас к многословию и пустым разговорам и приукрашивать для вас этот мир. А когда вы поддадитесь ему, он начнет приукрашивать для вас злословие. Если вам не свойственна опрометчивость, Шайтан начинает изощряться и подталкивать вас к злословию, под предлогом гнева ради Аллаха, удивления, порицания или сочувствия. Если же вы не настолько осторожны и боязливы, он подталкивает вас к злословию под предлогом гнева, ярости и ответа тому, кто злословит о вас обоих, или об одном из вас.

Шейх ислама (да помилует его Аллах) сказал:"Есть люди,которые злословят, однако преподносят свое злословие под разными покровами. Иногда под покровом религии и праведности. Например, человек говорит: "Я не имею привычки говорить о людях ничего, кроме благого, и я не люблю злословие и ложь. Я лишь хочу рассказать вам о положении этого человека". 
Или он говорит:"Клянусь Аллахом, он-бедняга(или:хороший человек),однако в нем есть то-то и то-то". Или же он говорит что-нибудь вроде: "Не будем осуждать его, да простит Аллах и ему и нам" с целью уронить его авторитет в глазах других людей и привлечь внимание к его недостаткам. Так они пытаются прикрыть свое злословие религией и праведностью.Они пытаются обмануть не только людей, но и Всевышнего. Таких людей и им подобных-великое множество.
Некоторых людей побуждает к злословию зависть,то есть они присоединяют к одному отвратительному явлению другое. Такой человек перекрывает доставшуюся другому похвалу злословием, иногда прикрывая его религией и праведностью, а в других случаях - не скрывая зависти и нечестивых побуждений. 

Есть люди, которые злословят, обрекая свое злословие в форму насмешек и злых шуток. Они говорят о человеке дурное, желая насмешить присутствующих пренебрежительными отзывами и высмеиванием чьих-то недостатков.

Некоторые прикрывают злословие-удивлением. Они восклицают: "Удивительно, почему такой-то не делает то и то-то?" или " Как такой-то мог совершить то-то и то-то?".
Некоторые злословят под предлогом огорчения и говорят: "Бедняга такой-то! Меня огорчил его поступок (или:его поведение)". Тот, кто слышит подобные слова, думает, что злословящий действительно переживает и печалится, а на самом деле он просто облекает злословие в такую форму, и если бы мог,то прибавил бы к этому еще что-нибудь скверное. Порой человек говорит нечто подобное в присутствии врагов, чтобы они позлорадствовали...Все вышеперечисленное относится к величайшим недугам сердца. Это попытки обмануть Аллаха и Его творения".

Задумайтесь ненадолго, и вы поймете, что все сказанное этими учеными прошлого относится и к нашему времени...

Наши праведные предшественники старались избегать злословия. Абдулах ибн Вахб (да помилует его Аллах)сказал:" Я дал обет соблюдать пост в течении одного дня за каждый раз, когда я скажу о ком-то дурное. Это было очень утомительно для меня. Я говорил о ком-то дурное, а потом соблюдал пост во искупления греха. А потом я решил для себя, что за каждый скверный отзыв о ком-либо буду отдавать дирхем в качестве милостыни. Мне стало жалко денег, и я сделал над собой усилие и перестал злословить."

Маймун ибн Саййах не злословил о людях и не позволял никому злословить в его присутствии. Он запрещал человеку делать это, а если он продолжал злословить, покидал его. (с.89)


‘Аиша рассказывает: «Однажды я сказала Пророку: “Достаточно тебе и того, что Сафия такая-то и такая-то!” (Один из передатчиков этого хадиса сказал: “Она имела в виду, что Сафия маленького роста”.) В ответ Пророк  воскликнул: “Поистине, ты сказала такие слова, что если их смешать с целым морем, они бы осквернили его!”» [Абу Давуд].

А однажды Посланник сказал: «Известно ли вам, что такое злословие?» Люди сказали: «Аллах и Его Посланник знают об этом лучше». Он сказал: «Это когда упоминаешь ты о брате твоём так, что это не понравилось бы ему». Люди спросили: «Скажи, а если моему брату присуще то, о чём я скажу?» Он сказал: «Если ему присуще то, о чём ты скажешь, значит, ты злословишь о нём, а если он не таков, значит, ты наговариваешь на него» [Муслим].  Из этого хадиса следует, что запрещено говорить о человеке то, что ему было бы неприятно услышать, даже если сказанное будет соответствовать истине.

Сестры, давайте очищать наши сердца и отвергать всё скверное…Не только сами воздерживайтесь от злословия, сплетен и бесполезного обсуждения чужих дел, но и решительно боритесь с этой дурной привычкой в среде своих родственников, подруг и знакомых. Пресекайте подобные разговоры, как на семейных встречах, так и на любых других собраниях, и вставайте на защиту сестёр по вере, о которых злословят.