Мусульманка
держится естественно. Она вежлива и воспитана, однако в то же время
честна и прямолинейна. Она не боится сказать правду, когда в этом есть
необходимость. Она избегает запретного лицемерия, лести, заискивания и
лживых похвал, потому что чувство собственного достоинства и глубокая
вера во Всевышнего не позволяют ей опускаться до лжи и притворства.
Посланник
Аллаха научил верующих, как нужно вести себя с людьми и как правильно
реагировать на лесть и преувеличенные восхваления. Однажды к Пророку
прибыла делегация бану ‘Амир, члены которой принялись восхвалять его,
говоря: «Ты — наш господин!» Он же сказал в ответ: «Господин — это
Всевышний Аллах». Они сказали: «Ты — лучший из нас и самый достойный!»
Он сказал: «Говорите то, что говорите, или часть того, что говорите, но
не позволяйте Шайтану использовать вас. Поистине, я не желаю, чтобы вы
возносили меня выше того места, которое отвёл мне Всевышний Аллах. Я —
Мухаммад ибн ‘Абдуллах, раб Аллаха и Его Посланник». Перед смертью
Пророк предостерёг людей, сказав: «Не превозносите меня так, как
христиане превознесли сына Марьям. Поистине, я — раб Аллаха, так
говорите же: раб Аллаха и Его Посланник» [Бухари].
Мухаммад
был предводителем посланников и лучшим из людей, однако он запретил
восхвалять и превозносить себя, потому что привычка льстить, хвалить и
заискивать часто приводит человека к лицемерию. К тому же ислам
приветствует скромность, честность, искренность и естественность, а
лесть чаще всего исходит от неискреннего человека, завистника и
корыстолюбца. По этой же причине Посланник Аллаха запретил хвалить
человека в лицо — чтобы хвалящий не впал в лицемерие, а хвалимый не
возгордился и не превратился в самовлюблённого эгоиста и хвастуна.
Абу
Бакра сказал: «Как-то раз один человек стал хвалить другого в
присутствии Пророка и Пророк воскликнул: “Горе тебе, ты перерезал горло
своему брату, ты перерезал горло своему брату!” Он повторил эти слова
несколько раз, а потом сказал: “Пусть тот из вас, кто будет хвалить
своего брата, скажет: ‹Я считаю такого-то таким-то, правду же о нём
знает только Аллах, и я никого не восхваляю и не обеляю пред Аллахом, а
только считаю его таким-то и таким то›, — если он действительно уверен в
том, чтό говорито нём”» [Бухари; Муслим].
Если
верующий хвалит своего брата по вере, он должен говорить о нём только
правду, а не приписывать ему достоинства, которыми тот в
действительности не обладает. И он должен избегать преувеличения.
Достаточно засвидетельствовать, что такой-то обладает такими-то
достоинствами и совершает такие-то благие дела, вместо того чтобы
слагать о нём неправдоподобно звучащие хвалебные оды, ибо этим он
открывает путь лицемерию, лжи, неискренности и корысти, а их не должно
быть в мусульманской общине.
Однажды
Михджан аль-Аслями сидел вместе с Посланником Аллаха в мечети.
Посланник Аллаха увидел одного человека, который молился, совершая
поясные и земные поклоны. Он спросил: «Кто это?» Михджан в ответ
принялся хвалить этого человека, говоря: «Это такой-то и такой-то…»
Тогда Посланник Аллаха сказал ему: «Достаточно! Пусть он не услышит
этого, а не то ты погубишь его!» [Бухари. Адаб]. А в версии Ахмада
Михджан сказал: «О Пророк Аллаха! Это такой-то, и он один из лучших
жителей Медины!» Или же он сказал: «Он молится больше всех жителей
Медины!» Посланник сказал ему: «Пусть он не услышит этого, а иначе ты
погубишь его!» — повторив эти слова два или три раза, а потом добавил:
«Поистине, вы — община, которой Аллах желает облегчения» [Ахмад].
Человек
любит, чтобы его хвалили, и ему нравится, когда другие восхищаются им.
Однако стоит кому-то хорошо отозваться о нём в его присутствии, как он
начинает гордиться собой и считать, что он лучше других. Лживые похвалы
корыстолюбцев кружат голову богатым и влиятельным людям, превращая их в
высокомерных гордецов, которые считают, что они всесильны и вправе
чинить несправедливость и притеснять слабых. Привыкнув к неустанным
восхвалениям, они не выносят критики, советов и наставлений. Стоит ли
удивляться после этого, что нет справедливости, не соблюдаются права
людей и в обществе процветает порок…
Посланник
Аллаха велел бросать землёй в лица расхваливающих, чтобы избежать
распространения лицемерия. Благородные сподвижники (да будет доволен ими
Аллах) не одобряли тех, кто хвалил их в их присутствии, несмотря на то
что они заслуживали этих похвал. Они не стремились прославиться и не
делали ничего напоказ, а потому были равнодушны к хвалебным речам и даже
боялись, что они погубят их. Нафи‘ и другие передают, что однажды
какой-то человек сказал Ибн ‘Умару : «О лучший из людей! О сын лучшего
из людей!» Ибн ‘Умар возразил: «Я не лучший из людей и не сын лучшего из
людей. Я — один из рабов Аллаха, надеющийся на милость Всевышнего и
страшащийся Его наказания… Клянусь Аллахом, вы не оставите человека в
покое до тех пор, пока не погубите его!»
Однажды
люди сказали ‘Абдуллаху ибн ‘Умару (да будет доволен Аллах им и его
отцом): «Поистине, когда мы входим к нашим правителям, то говорим им не
то, что говорим, когда выходим от них». Он сказал: «При жизни Посланника
Аллаха мы считали подобное лицемерием!» [Бухари]. Ибн ‘Умар был
богобоязненным, праведным и мудрым человеком и хорошо представлял себе
последствия подобных похвал и льстивых слов. Опасность лести,
заискивания и преувеличенной хвалы не укрылась и от остальных
сподвижников.
Сегодня
многие люди лицемерят и заискивают друг перед другом, называя это
вежливостью и учтивостью, не осознавая, что совершают запретное и губят
самих себя. Мусульманка не относится к таким людям. Она избегает любых
форм неискренности и лицемерия, не боится сказать правду при
необходимости и не хвалит тех, кто не заслуживает похвалы.